Арматура для удаления воздуха из системы отопления

(Last Updated On: )

Для нормальной работы системы отопления из нее необходимо удалять воздух, попадающий в систему с водой, в которой он растворен. При нагревании воды воздух, выделившийся в виде пузырьков, более легкий, чем вода, скапливается в верхних точках трубопровода и создает воздушные пробки, которые нарушают циркуляцию.

В системах отопления с естественной циркуляцией скорость движения теплоносителя небольшая. Подающую магистраль прокладывают с подъемом к расширительному баку, через который выпускается воздух. Горячие подводки прокладывают с подъемом к стоякам, а обратные — к приборам. При устройстве петель на обратных магистралях для обхода дверей прокладывают воздушные линии.

В системах отопления с насосной циркуляцией и верхней разводкой воздух выпускают через воздухосборники, устанавливаемые на наиболее удаленных стояках. Подающую магистраль прокладывают с подъемом к удаленному стояку, благодаря чему направления движения воды и воздуха совпадают, и воздух полностью удаляется. При нижней разводке воздух выпускают через воздушную линию от группы стояков и обычный или проточный воздухосборник.

Воздухосборники устанавливают в высших точках сборных воздушных трубопроводов и оборудуют автоматическими воздухоотводчиками или воздушными кранами с ручным обслуживанием.

Рис. 113. Проточный воздухосборник (а) и автоматический воздухоотводчик (б): 1 – воздухоотводящая труба, 2 — вентиль, 3 — прилив, 4 — груз, 5 — корпус, 6 — болты, 7 — защитное устройство, 8 — клапан-затвор, 9 – крышка, 10 -фланец, 11 — упор, 12 — тяга, 13 — крючок

Проточный воздухосборник ( рис. 113, а) обеспечивает наиболее полное удаление воздуха из системы. Диаметр воздухосборника значительно больше диаметра магистральных труб; это приводит к резкому уменьшению скорости движения воды, что является обязательным условием для удаления воздуха. Воздухосборники устанавливают в таких местах, где их можно обслуживать. При этом воздухоотводящая труба 1 и вентиль 2 на ней должны находиться как можно ближе к воздухосборнику. Чтобы выпустить воздух из воздухосборника, нужно периодически открывать кран в воздухоотводящей трубе, что усложняет его обслуживание.

Проточный воздухосборник с автоматическим воздухоотводчиком удобен в эксплуатации. Автоматический воздухоотводчик ( рис. 113,6) состоит из чугунного цилиндрического корпуса 5, в дне которого расположен прилив 3 для присоединения к проточному воздухосборнику. Вверху корпус заканчивается фланцем 10, к которому болтами 6 прикрепляется стальная крышка 9 с клапаном-затвором 8 для выпуска воздуха, с упорами 11 и защитным устройством 7. В нижней части защитного устройства расположено два отверстия для выпуска воздуха в атмосферу. Внутри корпуса помещен груз 4, подвешенный на крючке 13 к тяге 12 клапана-затвора. Груз представляет собой пустотелый цилиндр из оцинкованной или нержавеющей стали.

Когда в корпусе воздухоотводчика накопится достаточное количество воздуха, груз 4 опустится и сожмет пружину клапана-затвора, в результате чего золотник откроет клапан и воздух выйдет наружу. При этом одновременно корпус воздухоотводчика заполнится водой; когда сила тяжести груза, погружаемого в воду, окажется меньше силы сопротивления пружины, груз поднимется, и золотник вновь закроет клапан.

Для удаления воздуха непосредственно из нагревательных приборов в системах отопления с нижней разводкой используют воздушные краны.

Рис. 114. Воздушный кран

1 — корпус, 2 — шпиндель, 3 — воздуховыпускное отверстие

Воздушные краны ( рис. 114) изготовляют с потайной головкой диаметром 15 мм. При вывертывании шпинделя 2 освобождается канал и воздуховыпускное отверстие 3. После удаления воздуха и водовоздушной смеси шпиндель заворачивают и вновь перекрывают отверстие,

§ 62. Удаление воздуха из систем отопления
Copyright © “Санитарно-технические работы” 2009

Мифы «гравитационки»

Несмотря на то что отопительная техника с каждым годом совершенствуется и дополняется новыми прогрессивными техническими решениями и высокоэффективным оборудованием, системы водяного отопления с естественной циркуляции теплоносителя продолжают занимать весьма существенную долю в теплоснабжении. Они широко и успешно применяются как в индивидуальном жилищном и коттеджном строительстве, так и при сооружении объектов в районах, где электроснабжение либо отсутствует, либо осуществляется с перебоями.

Рис. 2. Пример двухтрубной системы отопления с естественной циркуляцией

Для этого используем пример классической двухтрубной гравитационной системы отопления (рис. 2), со следующими исходными данными: первоначальный объем теплоносителя в системе – 100 л; высота от центра котла до поверхности нагретого теплоносителя в баке Н = 7 м; расстояние от поверхности нагретого теплоносителя в баке до центра радиатора второго яруса h1 = 3 м, расстояние до центра радиатора первого яруса h2 = 6 м.

Температура на выходе из котла – 90 °С, на входе в котел – 70 °C. Действующее циркуляционное давление для радиатора второго яруса можно определить поформуле:

Для радиатора первого яруса оно составит:

При более точных расчетах учитывается также остывание воды в трубопроводах.

Миф 1. Трубопроводы должны прокладываться с уклоном по направлению движения теплоносителя. Не спорим, так было бы не плохо, но на практике это требование не всегда удается выполнить. Где-то балка покрытия мешает, где-то потолки устроены в разных уровнях и т.п. Что же будет, если выполнить подающий трубопровод с контруклоном (рис. 3)?

Рис. 3. Пример выполнения верхнего розлива с контруклоном

Если грамотно подойти к решению этого вопроса, то ничего страшного не произойдет. Циркуляционное давление если и снизится, то на ничтожно малую величину (несколько паскалей), за счет паразитного влияния остывающего в верхнем розливе теплоносителя. Воздух из системы придется удалять с помощью проточного воздухосборника и воздухоотводчика. Пример этого устройства показан на рис. 4. Дренажный кран служит для выпуска воздуха в момент заполнения системы теплоносителем. В «крейсерском» режиме этот кран закрыт. Такая система останется полностью работоспособной.

Рис. 4. Пример устройства для выпуска воздуха из верхнего розлива

Миф 2. В системах с естественной циркуляцией охлажденный теплоноситель вверх двигаться не может. Это вовсе не так. Для циркуляционной системы понятие «верха» и «низа» очень условны. Если обратный трубопровод на каком-то участке поднимается, то где-то он на эту же высоту и опускается. То есть гравитационные силы уравновешиваются.Все дело лишь в преодолении дополнительных местных сопротивлений на поворотах и линейных участках трубопровода. Все это, а также возможное остываниетеплоносителя на участках подъема должно учитываться в расчетах. Если система грамотно рассчитана, то схема, представленная на рис. 5, вполне имеет право на существование. Мало того, в начале прошлого века такие схемы достаточно широко применялись, несмотря на свою слабую гидравлическую устойчивость.

Рис. 5. Схема с верхним расположением обратного трубопровода

Миф 3. В гравитационных системах подающий трубопровод должен проходить над всеми ярусами радиаторов. Это тоже совсем не обязательно. Расположение подающего трубопровода с надлежащим уклоном под потолком верхнего этажа или на чердаке позволяет удалять воздух из системы через открытый расширительный бак. Однако проблему удаления воздуха можно решить и с помощью автоматических воздухоотводчиков (рис. 6) или отдельной воздушной линии.

Рис. 6. Схема с нижним расположением подающей линии

Миф 4. При естественной циркуляции теплоносителя радиаторы обязательно должны располагаться выше центра теплогенератора (котла). Это утверждение справедливо только при расположении отопительных приборов в один ярус. При количестве ярусов два и более, радиаторы нижнего яруса можно располагать и ниже котла, что, естественно, должно быть проверено гидравлическим расчетом. В частности, для примера, показанного на рис. 7, при H = 7 м, h1 = 3 м, h2 = 8 м, действующее циркуляционное давление составит:

Здесь: ρ1 = 965 кг/м 3 – плотность воды при 90 °С; ρ2 = 977 кг/м 3 – плотность воды при 70 °С; ρ3 = 973 кг/м 3 – плотность воды при 80 °С.

Циркуляционного давления вполне достаточно для работоспособности такой системы.

Рис. 7. Однотрубная гравитационная система с расположением радиаторов ниже котла

Миф 5. Гравитационную систему отопления, рассчитанную на водяной теплоноситель, можно безболезненно перевести на незамерзающий теплоноситель. Без расчета такая замена может привести к полному отказу системы отопления. Дело в том, что этилен- и полипропиленгликолевые растворы обладают значительно большей вязкостью, чем вода. Кроме того, удельная теплоемкость этих смесей несколько ниже, чем у воды, что требует, при прочих равных условиях, ускоренной циркуляции теплоносителя. Эти два фактора вместе взятые существенно увеличивают расчетное гидравлическое сопротивление системы, заполненной теплоносителями с низкой температурой замерзания.

Миф 6. В открытый расширительный бак необходимо постоянно доливать теплоноситель, т.к. он интенсивно испаряется. Да, это действительно большое неудобство, но его можно легко устранить. Для этого используется воздушная трубка и гидравлический затвор, устанавливаемый, как правило, ближе к нижней точке системы, рядом с котлом (рис. 8). Такая трубка служит воздушным демпфером между гидравлическим затвором и уровнем теплоносителя в баке, поэтому, чем больше ее диаметр, тем лучше. Тем меньше будет уровень колебаний уровня в бачке гидрозатвора. Некоторые умельцы умудряются закачивать в воздушную трубку азот или инертные газы, тем самым предохраняя систему от проникновения кислорода.

Рис. 8. Воздушная трубка с гидрозатвором

Миф 7. Насос, установленный на байпасе главного стояка, не создаст эффекта циркуляции, т.к. установка запорной арматуры на главном стояке междукотлом и расширительным баком запрещена. Можно поставить насос на байпасе обратной линии, а между врезками насоса установить шаровой кран. Такое решение не очень удобно, т.к. каждый раз перед включением насоса надо не забыть перекрыть кран, а после выключения насоса – открыть. Установка обычного пружинного обратного клапана невозможна из-за его значительного гидравлического сопротивления. Домашние мастера пытаются препарировать обратные клапаны, снимая с них пружинки совсем или устанавливая их «наоборот» (превращая клапан в нормально открытый). Такие переделанные клапаны создадут в системе неповторимые звуковые эффекты из-за постоянного «хлюпанья» с периодом, пропорциональным скорости теплоносителя.Есть гораздо более эффективное решение: на главном стояке между врезками байпаса устанавливается поплавковый обратный клапан для гравитационных систем VT.202 (рис. 9), который скоро появится в ассортименте VALTEC. Поплавок клапана в режиме естественной циркуляции открыт и не мешает движению теплоносителя. При включении насоса на байпасе клапан перекрывает главный стояк, направляя весь поток через байпас с насосом.

Рис. 9. Установка поплавкового нормально отрытого обратного клапана

Водяные системы отопления с естественной циркуляцией окутаны еще многими мифами, которые предлагаем вам развеять самостоятельно:

  • расширительный бак можно врезать только над главным стояком;
  • в таких системах нельзя ставить мембранный расширительныйбак;
  • регулировать тепловой поток от радиаторов в гравитационных системах нельзя;
  • естественная циркуляция не работает в межсезонье;
  • байпасы перед радиаторами в таких системах недопустимы;
  • водяные теплые полы в гравитационных системах работать не будут.

Как выгнать воздух из системы отопления

В оздух злейший враг гидравлических систем. Попадая в жидкость, он препятствует нормальной работе, а иногда и полностью выводит систему из строя. Не является в этом исключением и система отопления. Вот о том, как выгнать воздух из системы отопления, мы и поговорим в этой статье.

Как выгнать воздух из системы отопления

Думаю, что многие из вас не раз встречались с тем, что какая-то батарея в доме нагреваются хуже, чем остальные или вообще холодная. В моей квартире, такое явление часто происходит с полотенцесушителем, если в нашем стояке, кто-то проводил ремонтные работы. Причина этого явления в том, что в системе отопления появился воздух. Обычно он скапливается в самой верхней точке отопительного прибора, вытесняя из этого места теплоноситель. Если его там скапливается слишком много, циркуляция теплоносителя вообще может остановиться. В этом случае, специалисты говорят, что в системе отопления образовалась воздушная пробка или система завоздушилась.

Чтобы восстановить работоспособность системы отопления необходимо из системы отопления выгнать воздух. Для этого существует несколько способов.

Как выгнать воздух из системы центрального отопления

В системах централизованного отопления на крайних радиаторах стояка устанавливают спусковой кран. На практике это обычный вентильный кран. После того, как система отопления заполнена теплоносителем, кран открывают и держат открытым до тех пор, пока из него не пойдет струя воды без воздушных пузырей. В случае многоэтажных домов, во время запуска системы отопления, сначала открывают воздухосбросники на стояках, а остатки воздуха выводятся из радиаторов непосредственно в квартирах.

Как выгнать воздух из системы отопления частного дома

В системе отопления частного дома или после замены радиаторов в квартире, для удаления воздуха ставят специальные воздушные клапаны. Они бывают ручными и автоматическими. Ставятся воздушные клапаны на каждый радиатор или в самой высокой точке системы отопления.

Наличие воздуха в системе отопления способствует быстрому корродированию металла батарей, что в дальнейшем приводит к их разгерметизации.

Причины появления воздуха в системе отопления

Появление воздуха в системе отопления может происходить по разным причинам. Если это разовая проблема, то можно удалить его и больше не заниматься поисками причин. Если завоздушивание происходит неоднократно за сезон, то стоит поискать причину.

Ремонт системы отопления

Ремонт или модернизация системы отопления может привести к завоздушиванию. При ремонтных работах воздух в трубопровод попадает практически всегда. От этого ни куда, не денешься.

Заполнение системы отопления теплоносителем

Заполнение системы теплоносителем требует определенной аккуратности. Если вода в систему отопления заливается медленно, то воздуха остается немного, так как большая его часть вытесняется. Здесь тоже ни чего сделать нельзя.

Разгерметизация системы отопления

Обычно происходит разгерметизация стыков и сварных швов, через которые в систему отопления начинает поступать воздух. Этот дефект требует срочного устранения, так как в этом случае завоздушивание будет происходить постоянно. В системах отопления частных домов данное явление сопровождается падением давления.

Наиболее вероятным местом, где надо искать место разгерметизации, это соединения труб и радиаторов. Как правило искать их очень сложно, так как внешне они далеко не всегда проявляются. Как вариант, в негерметичном месте может появиться ржавчина, в следствие появления влаги. Но если внешне все выглядит нормально, а воздух все время попадает в систему отопления, придется воспользоваться мыльной пеной. Ею обмазывают соединения и сварные стыки труб и наблюдают, появятся ли пузыри воздуха. Если негерметичные соединения выявляются их необходимо подтянуть или вообще провести ремонт данного соединения.

Работоспособность клапанов

Если в системе отопления вашего дома уже стоят клапана для сброса воздуха, и все равно в ней начали появляться воздушные пробки, необходимо проверить исправность этих клапанов, а также герметичность их соединений.

Появление воздуха в системе отопления также может быть связано с разрывом мембраны расширительного бака. В этом случае придется поменять мембрану. Определить это можно, по воздушному ниппелю расширительного бака. Если из него, при нажатии, пойдет теплоноситель, то мембрана негерметична.

Стоит помнить, что проверять систему отопления на завоздушенность необходимо, как минимум, каждый год при осеннем пуске отопления.

Приборы для вывода воздуха

Для отвода воздуха из системы отопления на радиаторах ставят специальные ручные и автоматические воздушные клапана.

Воздушный клапан Маевского

Это устройство предназначено для ручного удаления воздуха из отопительной системы. Устанавливается оно в свободный коллектор радиатора. В ассортименте этих устройств есть клапаны под разные диаметры и сечения коллекторов. Клапан Маевского представляет собой металлический диск со сквозным отверстием конической формы. В это отверстие ввернут винт с наконечником конусообразной формы. Если винт вывернуть воздух выйдет из системы.

Вместо клапана Маевского можно поставить автоматический спускник для радиаторов. По размерам он немного больше, но работает в автоматическом режиме.

Автоматический клапан сброса воздуха

Автоматический клапан сброса воздуха может устанавливаться как непосредственно на отопительные приборы, так и в других точках системы отопления. Отличаются они от клапана Маевского тем, что могут удалить воздух из системы отопления автоматически.

Автоматические клапаны бывают прямыми и угловыми. Они монтируются в наивысших точках системы отопления и присутствуют в группе безопасности. Также клапаны устанавливаются в проблемных местах, где трубопровод имеет неправильный уклон, из-за чего там может скапливаться воздух.

Недостаток автоматического клапана для сброса воздуха

Основной недостаток автоматических клапанов для сброса воздуха из системы отопления в том, что отверстие для отвода воздуха часто засоряется. Когда это происходит воздух или не выходит, или клапан начинает пропускать жидкость. В этом случае его необходимо снять и прочистить.

Для того, чтобы можно было обслужить клапан без остановки системы отопления, его ставят в паре с обратным клапаном. При этом сначала монтируют обратный клапан, а уже на него воздушный. При таком монтаже автоматический клапан просто откручивают, а потом ставят на место.

Как выгнать воздух из труб

Как показывает практика, не всегда воздушная пробка находится в доступном месте. При неправильном монтаже, воздух может скапливаться и в трубах. Удалять его оттуда достаточно трудно.

Сначала необходимо определить местоположение пробки. В этом месте труба холоднее. Если температура везде одинаковая, можно найти пробку по звуку, постукивая по трубам. Там, где скопился воздух звук будет более звонким.

Если вам повезло, остается только удалить воздушную пробку. В системе отопления частного дома, для этого поднимают температуру или давление. Далее необходимо открыть ближайший клапан, расположенный по ходу движения теплоносителя и заливной кран. В систему начнет поступать вода, которая вынуждает пробку двигаться. Когда воздух дойдет до клапана, ему ничего не останется как выйти наружу.

Но не всегда все проходит так гладко. Иногда приходится одновременно поднимать и температуру, и давление. При этом, эти параметры доводятся до значений, близких к максимальным. Превышать их слишком опасно. Если и после этого пробка не вышла, можно попытаться одновременно открыть спускной кран, предназначенный для слива системы, и подпиточный.

Если проблема с завоздушиванием возникает постоянно в одном месте, то налицо ошибка в проектировании или разводке системы отопления. Придется установить в проблемном месте клапан для отвода воздуха. Также в магистраль можно врезать тройник и на свободный вход установить воздухоотводчик.

Рассматривая тему как выгнать воздух из системы отопления, я убедился, что при должной подготовке и навыках, эта задача посильна многим владельцам частных домов.В следующей статье я расскажу о задачах теплозащиты дома.

Удаление воздуха из системы отопления

Задвижки размещают на главных подающих и обратных магистралях, до и после (по движению теплоносителя) теплообменников, циркуляционных и смесительных насосов, водоструйных элеваторов, редукционных клапанов, конденсатоотводчиков, исполнительных механизмов автоматического регулирования и других аппаратов, а также на обводных линиях.

Паровые магистрали снабжают гидравлическими затворами (петлями) или конденсатоотводчиками для удаления конденсата, образующегося попутно при движении пара. Их можно отнести к запорной арматуре для пара.

Запорный кран; 2 — стояк, 3 — спускной кран, 4 — магистраль; 5 —дренажная линия; 6 — общий запорный вентиль; 7 — открытый перепускной бачок; 8 — в водосток

Арматуру можно располагать также непосредственно на отопительных приборах. Известны, например, конструкции запорно-регулирующих кранов, устанавливаемых между секциями чугунных радиаторов. Уже говорилось о кране КРП, встроенном в стальной радиатор типа РСГ-2к.

Арматура на стояках предназначена для полного отключения отдельных стояков, если требуется проводить ремонтные и другие работы во время отопительного сезона. Арматуру для тех же целей помещают в начале и конце каждой ветви горизонтальных систем отопления.

Арматуру на стояках малоэтажных (1—3 этажа) зданий устанавливать нецелесообразно. Здесь проще предусматривать возможность отключения арматурой сравнительно небольшой части системы отопления (например, вдоль одного фасада здания). На стояках лестничных клеток арматуру применяют независимо от числа этажей.

В многоэтажных зданиях на стояках систем отопления устанавливают запорные проходные (пробочные) краны и вентили (см. рис. 5.4). Проходные краны используют при температуре теплоносителя воды до 105 °С и небольшом гидростатическом давлении в системе. В высоких зданиях при гидростатическом давлении, превышающем 0,6 МПа в нижней части стояков, проходные краны заменяют более прочными и надежными в работе вентилями. Вентили также предусматривают на стояках при других теплоносителях — высокотемпературной воде и паре. Предпочтительно применение вентилей с наклонным шпинделем («косых» вентилей), создающих меньшие гидравлические потери давления и шум по сравнению с «прямыми» вентилями.

При водяном отоплении для спуска воды из одного стояка (ветви) и впуска воздуха в него при этом, а также для выпуска воздуха при последующем заполнении водой рядом с запорными кранами (или вентилями) размещают спускные краны (внизу стояков со штуцером для присое­динения гибкого шланга) — см. рис. 5.4.

При паровом отоплении иногда (при значительном протяжении систем) на конденсатных трубах удаленных стояков предусматривают установку спускных вентилей для «продувки» системы, т. е. для быстрого удаления воздуха из нее при пуске пара.

Арматура на магистралях необходима для отключения отдельных частей системы отопления. В качестве такой арматуры используют муфтовые проходные краны и вентили, а также фланцевые задвижки на трубах крупного калибра (Dy>50мм). В пониженных местах на магистралях устанавливают водяных магистралей — воздушные краны или воздухосборники.

Рис. 5.16. Схема дренажа стояков систем водяного отопления

На вертикальных воздушных трубах систем водяного отопления с нижней разводкой (см. рис. 5.19) предусматривают арматуру (проходные краны) в тех случаях, когда предусмотрена установка запорных кранов на самих стоя­ках.

На дренажных трубах для опорожнения отдельных стояков или горизонтальных ветвей (при числе этажей три и более) систем водяного отопления применяют кроме спускных кранов у каждого стояка или ветви общий запорный вентиль перед бачком с разрывом струи для перепуска воды в водосточную сеть (рис. 5.16). Так поступают во избежание утечки воды через неисправные спускные краны стояков (ветвей) при действии системы.

Арматура в тепловом пункте здания предназначена для регулирования и отключения отдельных систем отопления, а также отопительного оборудования.

Если кроме рабочего насоса установлен второй — резервный насос, то после каждого из них кроме задвижек помещают обратные клапаны (см. рис. 6.15). Насос находится в резерве при открытых задвижках, и обратный клапан предотвращает обратное движение воды через него к всасывающему патрубку работающего насоса. Основная запорная арматура дополняется воздушными и спускными кранами в повышенных и пониженных местах.

В системах центрального отопления, особенно водяного, скопления воздуха (точнее газов) нарушают циркуляцию теплоносителя и вызывают шум и коррозию стали. Воздух в системы отопления попадает различными путями: частично остается в свободном состоянии при заполнении их теплоносителем; подсасывается в процессе эксплуатации неправильно сконструированной системы; вносится водой при заполнении и эксплуатации в растворенном (точнее, поглощенном, абсорбированном) виде. В системе с деаэрированной водой появляется водород с примесью других газов.

Удаление воздуха из системы отопления

Читайте также:

  1. I – x – диаграмма влажного воздуха
  2. I группа. Свойства, характеризующие сущность и сложность системы
  3. III .3 Региональные транспортные системы
  4. III .4 Показатели системы ГПТ
  5. III группа. Свойства, характеризующие методологию целеполагания системы
  6. OLTP и OLAP системы
  7. V ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. БИОГЕОЦЕНОЗ (ЭКОСИСТЕМОЛОГИЯ)
  8. Автоматизированные информационные системы 7. Информационное обеспечение принятия решений в юридической деятельности
  9. Автоматизированные информационные системы судов и органов юстиции
  10. Автоматизированные системы технологической подготовки производства
  11. Адаптационные возможности алиментарной системы
  12. Анализ выбора средств разработки программного обеспечения для системы автоматизированного проектирования технологических процессов

Задвижки размещают на главных подающих и обратных магистралях, до и после (по движению теплоносителя) теплообменников, циркуляционных и смесительных насосов, водоструйных элеваторов, редукционных клапанов, конденсатоотводчиков, исполнительных механизмов автоматического регулирования и других аппаратов, а также на обводных линиях.

Паровые магистрали снабжают гидравлическими затворами (петлями) или конденсатоотводчиками для удаления конденсата, образующегося попутно при движении пара. Их можно отнести к запорной арматуре для пара.

Запорный кран; 2 — стояк, 3 — спускной кран, 4 — магистраль; 5 —дренажная линия; 6 — общий запорный вентиль; 7 — открытый перепускной бачок; 8 — в водосток

Арматуру можно располагать также непосредственно на отопительных приборах. Известны, например, конструкции запорно-регулирующих кранов, устанавливаемых между секциями чугунных радиаторов. Уже говорилось о кране КРП, встроенном в стальной радиатор типа РСГ-2к.

Арматура на стояках предназначена для полного отключения отдельных стояков, если требуется проводить ремонтные и другие работы во время отопительного сезона. Арматуру для тех же целей помещают в начале и конце каждой ветви горизонтальных систем отопления.

Арматуру на стояках малоэтажных (1—3 этажа) зданий устанавливать нецелесообразно. Здесь проще предусматривать возможность отключения арматурой сравнительно небольшой части системы отопления (например, вдоль одного фасада здания). На стояках лестничных клеток арматуру применяют независимо от числа этажей.

В многоэтажных зданиях на стояках систем отопления устанавливают запорные проходные (пробочные) краны и вентили (см. рис. 5.4). Проходные краны используют при температуре теплоносителя воды до 105 °С и небольшом гидростатическом давлении в системе. В высоких зданиях при гидростатическом давлении, превышающем 0,6 МПа в нижней части стояков, проходные краны заменяют более прочными и надежными в работе вентилями. Вентили также предусматривают на стояках при других теплоносителях — высокотемпературной воде и паре. Предпочтительно применение вентилей с наклонным шпинделем («косых» вентилей), создающих меньшие гидравлические потери давления и шум по сравнению с «прямыми» вентилями.

При водяном отоплении для спуска воды из одного стояка (ветви) и впуска воздуха в него при этом, а также для выпуска воздуха при последующем заполнении водой рядом с запорными кранами (или вентилями) размещают спускные краны (внизу стояков со штуцером для присое­динения гибкого шланга) — см. рис. 5.4.

При паровом отоплении иногда (при значительном протяжении систем) на конденсатных трубах удаленных стояков предусматривают установку спускных вентилей для «продувки» системы, т. е. для быстрого удаления воздуха из нее при пуске пара.

Арматура на магистралях необходима для отключения отдельных частей системы отопления. В качестве такой арматуры используют муфтовые проходные краны и вентили, а также фланцевые задвижки на трубах крупного калибра (Dy>50мм). В пониженных местах на магистралях устанавливают водяных магистралей — воздушные краны или воздухосборники.

Рис. 5.16. Схема дренажа стояков систем водяного отопления

На вертикальных воздушных трубах систем водяного отопления с нижней разводкой (см. рис. 5.19) предусматривают арматуру (проходные краны) в тех случаях, когда предусмотрена установка запорных кранов на самих стоя­ках.

На дренажных трубах для опорожнения отдельных стояков или горизонтальных ветвей (при числе этажей три и более) систем водяного отопления применяют кроме спускных кранов у каждого стояка или ветви общий запорный вентиль перед бачком с разрывом струи для перепуска воды в водосточную сеть (рис. 5.16). Так поступают во избежание утечки воды через неисправные спускные краны стояков (ветвей) при действии системы.

Арматура в тепловом пункте здания предназначена для регулирования и отключения отдельных систем отопления, а также отопительного оборудования.

Если кроме рабочего насоса установлен второй — резервный насос, то после каждого из них кроме задвижек помещают обратные клапаны (см. рис. 6.15). Насос находится в резерве при открытых задвижках, и обратный клапан предотвращает обратное движение воды через него к всасывающему патрубку работающего насоса. Основная запорная арматура дополняется воздушными и спускными кранами в повышенных и пониженных местах.

В системах центрального отопления, особенно водяного, скопления воздуха (точнее газов) нарушают циркуляцию теплоносителя и вызывают шум и коррозию стали. Воздух в системы отопления попадает различными путями: частично остается в свободном состоянии при заполнении их теплоносителем; подсасывается в процессе эксплуатации неправильно сконструированной системы; вносится водой при заполнении и эксплуатации в растворенном (точнее, поглощенном, абсорбированном) виде. В системе с деаэрированной водой появляется водород с примесью других газов.

| следующая лекция ==>
В системах отопления возможна установка общего регулирующего крана на трубе, подающей теплоноситель к группе отопительных приборов, расположенных в одном помещении | В вертикальных трубах пузырьки газа могут всплывать, находиться во взвешенном состоянии и, наконец, увлекаться поток ом воды вниз

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 172 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Оцените статью:
[Всего: 0 Средний: 0]